среда, 24 сентября 2014 г.

Эмоциональное развитие детей

Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Эмоциональное развитие в младенчестве.

Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами, которые выполняют защитную функцию, говоря о каком-то неблагополучном состоянии  малыша: болен, голоден, мокрые пеленки, хочет спать. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает условия для жизни новорожденного. Исследования Фигурина Н.Л., Денисовой М.П. позволили сделать вывод  о том, что на первом и в начале второго месяца жизни отрицательные эмоции возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии болевых раздражителей.
Уже вскоре после рождения общий фон бодрствования, пока еще очень кратковременного, подсказывает внимательному взрослому, какие переживания его тревожат, а какие, наоборот, успокаивают. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к спокойному состоянию, но радоваться он еще не умеет. Во время сна или сразу после кормления на его лице можно заметить что-то похожее на улыбку. Но такая мимолетная реакция возникает вследствие сокращения лицевых мышц. Удовлетворение органических потребностей создает лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но прямо не порождает его. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь малыша разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.
После третей недели жизни у ребенка возникает первая социальная реакция – улыбка в ответ на ласковую интонацию взрослого. В три месяца положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» - специфического поведения в отношении взрослого. В четырехмесячном возрасте малыш улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери. С четырех месяцев он громко смеется. Радостное состояние малыша говорит и о его хорошем самочувствии .
Выразительные эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает о своем состоянии, - это главное коммуникативное средство общения .Другого средства у него пока нет. Если родители отвечают на эти реакции, то ребенок в дальнейшем будет использовать их для вступления в контакт. Если взрослые замечают только отрицательные переживания , то малыш с их помощью  будет воздействовать на взрослого ,научившись говорить.
На первом году жизни эмоциональные реакции ребенка на взрослого развиваются в трех направлениях. Во-первых, эмоции у ребенка вызывает лицо или голос взрослого. Во-вторых, эмоции становятся избирательными, малыш реагирует только на определенного взрослого. В-третьих, улыбка становится выражением «полной радости». Ребенок 4-5 месяцев понимает кто чужой , а кто свой. После восьмого месяца возникает страх перед посторонними людьми.
Таким образом, переживание положительных эмоций вызвано получением впечатлений, прежде всего связанных со взрослыми. Проявление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. До шести месяцев общение у ребенка вызывает только положительные эмоции. Отрицательные – к взрослым не адресуются. Они служат сигналом о неблагополучии малыша. Отрицательные эмоции взрослого ребенок не воспринимает. Положительные эмоции ребенка служат средством общения с взрослым.
Во втором полугодии жизни младенец в связи с развитием общения адресует взрослому и отрицательные эмоции – обиду, неудовольствие, гнев. И в тоже время он начинает различать положительные и отрицательные оценки самого себя со стороны взрослого, реагируя не на их содержание, а на интонацию, мимику.
На протяжении первого года жизни дети  очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к себе. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Его эмоциональные проявления полны и переживания глубоки. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости, плаксивости ребенка. Дети реагируют на эмоциональные переживания близких людей и как бы сопереживают им  - это указывает на то, что эмоции малыша неустойчивы, его настроение быстро меняется. Улыбка переходит в огорчение и даже плач, который вновь переходит в радость.
На основе деления своих и чужих, избирательности чувств, начинает формироваться симпатия и любовь к близким.

Симпатия – это основа для развития любви, дружбы, чувства долга, ответственности и гуманности (Лысенко Ю.И.).  Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим человеком. На первом году жизни симпатия появляется к людям, которые ухаживают за малышом. Она проявляется в выразительных движениях: ребенок улыбается, тянется к взрослому,  подпрыгивает. Концу первого года малыш проявляет простейшие формы сочувствия. Симпатия проявляется и как стремление к совместному действию с предметами. Ребенок тянется к другому человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки. В основе чувства симпатии лежит подражание.
В возрасте 3 - 4 месяцев у ребенка значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные эмоции и переживания. Эти объекты, так же как и общение со взрослыми, прямо не связаны с удовлетворением биологических потребностей. Чувство радости становится ярче, закрепляется и сохраняется длительное время. Уже в пять месяцев большую радость  доставляют малышу действия с игрушкой.
В 5 – 6 месяцев резко возрастает интерес  к окружающему миру. Малыш по - разному относится к увиденному. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, является первым звеном  познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители  вызывают положительные эмоции. Действия, которые побуждают ребенка  испытать положительные эмоции, он старается повторить. Удовольствие доставляют малышу собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Общение с предметами приводит к тому, что во втором полугодии младенец специально адресует  отрицательные эмоции конкретному взрослому.
Важным моментом в развитии эмоций и чувств ребенка выступает проявление к концу первого года чувства удивления. Это чувство говорит о зарождении высшей духовной потребности – познавательной.

 Эмоциональное развитие в раннем детстве.

Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. В ожидании приятного события (дня рождения, праздника и пр.) или после него дети становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, отказываются от еды и любимых игрушек, долго не могут заснуть. В группе детей раннего возраста по-прежнему можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.
Отрицательные эмоции чаще всего вызывают: нарушение режима дня, неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослыми, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение чрезмерной привязанности к какому-либо члену семьи, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.
Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно (А.Н. Леонтьев). Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.
В то же время в возрасте 1 – 3 лет происходят заметные изменения в эмоциональной сфере. В начале раннего детства в связи с выделением предметов как постоянно существующих, имеющих устойчивые характеристики, и формированием представлений о них возникают чувства, связанные с теми объектами, которые малыш не видит перед собой в данный момент. Так, в отсутствии мамы малыш вспоминает и тоскует о ней. Содержание переживаний значительно обогащается, поскольку для малыша расширяются границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается круг людей, в том числе и ровесников, с которыми он взаимодействует. Развивается самостоятельность движений и действий. В отличие от младенца, которому в большей степени свойственны подражательные переживания, у преддошкольника все ярче проявляются собственные чувства к окружающему.
Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью (Е. Волосова). Эмоциональные реакции теперь вызываются более разнообразными причинами, чем у младенца. Они возникают на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты с участием взрослого. Как и в предыдущий возрастной период, интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.
Яркие, положительные эмоции, выражаются в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение при каждом самостоятельном решении практической задачи, но полного умения еще нет и он может ошибаться. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение данного вида деятельности.
Положительные эмоции, во многих случаях, отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной и др.). Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит дальнейшая социализация эмоций.
К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с условными действиями, но и с сюжетом (Е. Гаспарова). Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.
Малыш (около 2 лет) бурно реагирует на казалось бы незначительный факт в игре: упала кастрюлька. Он плачет, кричит, а нередко и совсем прекращает играть. Ведь для него представляет важность именно правильное выполнение действия.
К 3 годам у ребенка, поглощенного сюжетом и выполнением роли, неудачи предметного характера не вызывают отрицательных эмоций, как раньше. Его переживания теперь неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он меняет сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» - восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Его неудовольствие и опасение вызывает то, что кукла может испачкать себе платье. Сюжетные переживания говорят о том, что предметная направленность деятельности уступает место игровой и на первый план выдвигается не образ конкретного предметно-игрового действия, а обобщенный образ игровой ситуации. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокий уровень развития игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка.
В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве.
К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.
Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который обращает внимание на эстетически привлекательные объекты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям, делится ими.
На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы.
Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.
В то же время при систематическом побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство симпатии. На 2 и 3-м году жизни проявления симпатии усложняются. Накопление собственного опыта помогает ребенку понять, когда другому больно или когда другой голоден. Когда взрослый обозначает в слове эмоциональные состояния старших и ровесников, то ребенок их понимает гораздо лучше. В возрасте 2 – 3 лет дети оказывают самостоятельно посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, привлекают к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками. Возрастает избирательное отношение к товарищам, выражаясь в явных предпочтениях.
Дети хорошо понимают настроение близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. Малыш стремится к похвале, одобрению, огорчается, если их не получает.
Освоение речи приводит к тому, что определенные слова приобретают условно-эмоциональное значение, способность выражать положительное или отрицательное отношение к ребенку со стороны взрослых. Слово включается в эмоциональные процессы, изменяя их протекание.
Когда взрослый словесно обозначает свое отношение к действиям ребенка, то слова, выражающие оценки, становятся основой формирующихся в дальнейшем чувств, моральных суждений. Сначала само слово у малыша не вызывает никакого чувства, то есть еще не имеет оценочного значения. Оно приобретает такое значение, когда взрослый подкрепляет его дополнительно мимикой, жестами, интонацией, действиями. Например, говорит «молодец, хороший» ласково, улыбаясь, гладя малыша по головке. Постепенно слово – оценка перестает нуждаться в дополнительном подкреплении, и ребенок определенным образом реагирует на его значение. 
Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает условия для развития самолюбия и чувства гордости. Сначала переживания гордости неустойчивы и возникают лишь при прямой оценке ребенка взрослым. По мере повторения положительных оценок, направленных на одни и те же чувства, гордость становится устойчивой и постоянной. Складывающаяся потребность всегда получать и сохранять положительную оценку взрослого, удовлетворяющую самолюбие малыша, говорит о возникновении первых зачатков чувства собственного достоинства. С его появлением усложняются реакции ребенка на внешнюю оценку. Когда новая оценка противоречит старой, возникает сопротивление ребенка. Поэтому в течении длительного времени он продолжает гордится тем качеством, которое положительно оценивалось в прошлом, несмотря на отрицательную оценку его в настоящем. Под влиянием новой оценки, если она сохраняется достаточно долго, соответствующим образом перестраивается детская гордость. А чувство, вызванное эпизодической, кратковременно действовавшей оценкой, неустойчиво.
Под влиянием воздействия на малыша положительной и отрицательной оценки возникает чувство стыда, связанное со всем прошлым опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит формирование представлений о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. Оно возникает у преддошкольника при отклонении его поведения от положительно оцениваемого образца в отрицательную сторону. При этом сам ребенок чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуацию как утрату положительного.

Комментариев нет:

Отправить комментарий